25.09.2020

Большая чистка: минобразования сокращает вузы, а суды встают на защиту студентов

Проверки вузов выявили многочисленные нарушения в области:
приема абитуриентов,
повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС),
конкурсного замещения ППС,
планирования педагогической нагрузки ППС,
итоговой аттестации обучающихся, учета бланков дипломов.
Эти данные сообщило Минобразования 16 сентября.
Ответ за качество
Двумя днями ранее ведомство опубликовало решение Республиканской конкурсной комиссии касательно размещения госзаказа в вузах.
«Общественность давно требовала более жесткого подхода к размещению госзаказа. В нынешнем году мы это реализовали, хотя и знали, что это вызовет недовольство определенного числа вузов.

Решением Республиканской комиссии более 30 вузов, не соответствующих требованиям конкурса, исключены из перечня вузов, в которых размещается государственный образовательный заказ на 2020-2021 учебный год

Всего в конкурсе приняли участие 108 высших учебных заведений. Количество тех, в которых размещен госзаказ, существенно сокращено. Например, по группе образовательных программ «Право» обучение по государственным грантам будет осуществляться только в 10 вузах. Существенные изменения произошли и по другим программам», – поделился директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев.
На нашу просьбу в адрес Минобразования предоставить список вузов, попавших под репрессии, мы получили отказ, так как многие организации судятся с министерством.
Поскольку в состав комиссии вошла и Ассоциация вузов Казахстана, мы спросили у ее президента Рахмана Алшанова: по каким критериям шел отбор? Почему регулятор очнулся только в 2020 году?
Рахман Алшанов, Источник new.turan-edu.kz
Куда идти учиться?
— Сейчас в республике около 130 вузов, — говорит глава ассоциации. — О проведении оптимизации речь идет давно. И министерство пытается это сделать. Потому что, объективно, есть вузы, в которых не соблюдаются квалификационные требования, причем тянется это уже долго.
— Требования объективные?
— Есть спорные моменты, безусловно. Мы говорим, что если есть какие-то требования, предъявлять их все равно надо дифференцированно. Провели аккредитацию одного вуза. Оказалось, что из 47 специальностей в нем на более чем половине обучаются всего 1-2 студента. У другого вуза половина специальностей не были аккредитованы. И как быть? Объективно — не размещать в них госзаказ.

Для учащихся это будет сигналом — есть лицензия на оказание образовательных услуг, но у вуза нет госзаказа

Государство ведь размещает его как инвестиции в высшее образование для получения квалифицированных кадров. Значит, оно имеет право выбирать, кому давать гранты, а кому нет.
Как вообще вузы, к которым есть замечания по поводу недокомплекта на специальностях, могут работать рентабельно? Это ведь затраты на наем преподавателей, закупку учебников и пр. Так что в этой ситуации у вуза наверняка нет ничего, что должно соответствовать требованиям государства. Возникает резонный вопрос — можно ли говорить о качестве такого образования?
Неравные условия
— Министерство говорит, что некоторые вузы, исключенные из перечня для размещения госзаказа, высказали свои претензии.
— Есть в списке региональные вузы, которые в такой ситуации оказались впервые. Например, Экибастузский инженерно-технический институт готовит специалистов по энергетике, и это единственный подобный специализированный крупный вуз. Там готовят кадры для работы на экибастузских ГРЭС. Также Рудненский индустриальный институт — он готовит специалистов для горно-рудной промышленности, и даже по заказу Солоковско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения. Все идеально — есть контакт между вузами и будущими работодателями.

Одна проблема — министерство в своих требованиях подошло ко всем вузам одинаково, вне зависимости от его размера и специализации

Таким образом, работники действующих предприятий, которые хотят обучить в этих вузах своих детей, оказываются в неудобном положении.
В нынешнем году это был первый опыт с перечнями вузов, где госзаказ будет и не будет размещен. В следующем году он будет учтен и доработан. Из 30, которые не вошли в перечень размещения госзаказа, 20 и не возражали. Остальные 10 возразили, и госзаказ им оставили. И в этом был резон. Сразу уточню, что отказ в размещении госзаказа из-за несоответствия требованиям касается не вузов целиком, а отдельных специальностей.
— По каким параметрам принимались решения?
— Одним из них было место в рейтинге вузов НПП «Атамекен». Мы постоянно дискутируем на счет этого рейтинга, который составляется, исходя из пожеланий работодателей. В таком случае надо ознакомить с этими требованиями все вузы, а уже потом давать оценки. 
Рейтинг составляется при отсутствии профессиональных стандартов для всех специальностей, которые должны выработать отраслевые ассоциации. На что ориентироваться-то? О том и споры.

Многие вузы восприняли включение в «черный» список болезненно. Со стороны комиссии, откровенно говоря, были допущены огрехи,

решение принималось впервые и «с колес». В целом направление, конечно, верное. Но чтобы в будущем не возникали вопросы, надо учесть нынешний опыт.
Комплексный подход
— Из тех высших учебных заведений, которые вылетели из списка размещения госзаказа, кто-то пытается обжаловать решение комиссии?
— К нам в ассоциацию обратились шесть таких вузов, мы направили в министерство письмо. Потому что по некоторым «потерянным» специальностям эти вузы на самом деле лидеры в Казахстане в рейтинге Национального аккредитационного агентства.
Мое мнение — ориентироваться надо не на какой-то один рейтинг, ведь их много. Подход должен быть комплексным. 
Нам звонили из Актюбинска.

Какой-то вуз не попал в первую десятку рейтинга «Атамекен», из-за чего лишился госзаказа. Почему так?

Ведь этот вуз добросовестно готовит узких специалистов, и подготовка устраивает студентов и их родителей? В итоге дети, выигравшие гранты, не могут в нем учиться. Министерство тоже ориентируется на первую десятку рейтинга «Атамекен».
Я недоумеваю, при чем тут первая десятка, если вузов в стране около 130? Понимаю, если бы рекомендовали первую десятку, но давали право учиться на гранте в вузе с 15-й или 20-й позицией в рейтинге. Ведь абитуриент имеет право учиться в вузе, имеющем государственную лицензию, международную аккредитацию и не имеющему никаких нареканий.
Тогда мы спрашиваем у «Атамекена», как формируется их рейтинг? По отзывам работодателей и отраслевых ассоциаций. Но не в каждом регионе есть представительства.
На страну всего 40 ассоциаций, а специальностей 900. Профстандарты «Атамекена» разработаны всего на 200
А когда уделят внимание остальным 700? Кто будет по ним разрабатывать профстандарты и далее оценивать их выполнение? Вопросов и споров масса.
Суд на защите студентов
— Наверняка в тридцатке были те, что явно не соответствовали требованиям, и это не вчера случилось, а тянулось годами. Тогда почему министерство не контролировало и зачем выдало им лицензии?
— Конечно, есть такое. И мы много раз проговаривали там эту проблему. Это совершенно

разумная претензия к ведомству — кто виноват, что тот или иной вуз просто печатают дипломы?

Сейчас лицензий лишает только суд, министерство инициирует судебную тяжбу.
И часто суд встает на защиту прав студентов. В этом есть логика — куда девать учащихся и коллектив? Есть случаи, когда суд указывает на несправедливые нормы и требования.
Сейчас идут судебные тяжбы у университетов «Астана» (Нур-Султан), Центрально-Азиатского (Алматы) и Казахстанского морского (Актау). Кстати, я тоже призываю вузы к благоразумию: чтобы не создавать видимость обучения, надо закрыть непопулярные специальности. Но не все согласны. Никто не хочет сдаваться, обещают исправить ситуацию.
— В итоге годами тянется одно и то же?
— Ну да. Или закрывают вуз, а потом открывают под новым названием, переформатируют. И это непростая задача. Кстати, в США тоже есть университеты, которые дают сомнительное образование. В одном штате мы объездили несколько десятков вузов. Но там эту проблему сняли следующим образом — они ориентируются на работодателя, который решает, диплому какого университета верить. Так что люди свободны выбрать — или диплом ради диплома, или диплом ради карьеры.
Секретный список
Из собственных источников медиапортал 365info частично выяснил, какие вузы лишились размещения госзаказа:
Университет «Астана»;
Казахстанский морской университет;
Академия «Кайнар»;
Центрально-Азиатский университет;
Университет «Алматы»;
Каспийский общественный университет;
Евразийская юридическая академия им. Кунаева;
Алматинская академия экономики и статистики;
Университет иностранных языков и деловой карьеры;
Гуманитарно-техническая академия;
Университет технологий и бизнеса;
Казахстанский университет непрерывного медицинского образования;
Казахстанская инновационная академия.

Источник: https://365info.kz/2020/09/bolshaya-chistka-minobrazovaniya-sokrashhaet-vuzy-a-sudy-vstayut-na-zashhitu-studentov

Поделиться ссылкой:





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.